Что общего между зайцем и Nissan?

История марки

Япония начала 20 века… Древняя страна, проводившая в течение многих веков изоляционную политику, нехотя, а зачастую и под давлением угроз, открывает свои двери остальному миру. Устоявшийся консервативный мирок японцев сотрясают западные влияния, проникает западная культура и образование. Амбициозная молодежь, настроенная более прогрессивно, чем старшее поколение, с жадностью впитывает все новое. Одним из таких молодых людей был Масухиро Хасимото – основатель всемирно известной ныне компании Nissan.

Представитель «золотой молодежи», сын успешного японского бизнесмена, получивший западное образование в Детройте, Хасимото загорелся идеей наладить выпуск отечественных авто. В те времена по улицам и дорогам Японии, наряду с рикшами, лошадьми и конными упряжками, колесили автомобили американского производства, чаще всего таких брендов, как Ford и General Motors.

Мичио Судзуки и Сакиши Тойода тогда еще занимались конструированием ткацких станков, Соитиро Хонда только учился ходить и говорить, Mitsubishi строила корабли, а компаний Isuzu, Mazda и Subaru еще не были даже в проекте. Масухиро Хасимото, открывший в 1911 г. в городе Осака автомобильный завод Kwaishinsha («Квайсинся»), оказался, по сути, первопроходцем и основателем японской автомобильной индустрии.

Для запуска производства требовались немалые средства и три солидных японских джентльмена Кендзиро Ден, Рокуро Аояма и Мейтаро Такеути дали согласие выступить в качестве инвесторов перспективного проекта. То ли в благодарность, то ли таковы были требования инвесторов, но название автомобиля-первенца своего завода Хасимото составил из первых букв фамилий уважаемых джентльменов – DAT. Это слово, переводится с японского, как «заяц» или «быстрый кролик». И в 1914 на выставке Тайсё, наряду с цветными карпами кио, уже экспонировался небольшой скромный автомобильчик DAT с 16-сильным мотором, который, впоследствии, пошел в серию и производился около 20 лет!

1918 г. Kwaishinsha встречает с капиталом в 600 000 йен и рабочим персоналом – 60 человек, который вручную собирает примерно около 20 автомобилей в год. Тут нужно сделать небольшую ремарку: в те времена лишь немногие японцы могли позволить себе покупку личного автомобиля и поначалу объемы производства Японии были существенно ниже западных.

Наряду с DAT-41, компания приступает к выпуску модели DAT-51, которая продавалась с кузовами двух видов, одним из которых был вариант торпедо.

В 1919 г. в Японии была создана еще одна автомобильная компания Jitsuyo Jidosha Seizo Co., основатель которой, американский инженер Уильям Горхам сконструировал трехколесный автомобиль (фактически – моторикшу) и при помощи японских бизнесменов наладил его выпуск. В дальнейшем Горхам будет участвовать в разработке многих моделей Datsun и Nissan. В 1926 г. Kwaishinsha и Jitsuyo Jidosha сливаются для того, чтобы увеличить объемы продаж. Появляется новая компания Dat Jidosha Seizo Co. Она предлагает покупателем уже не только автомобили марки DAT, а и совместную модель Lila.

1932 г. принято считать официальным годом рождения марки Datsun, которая, впоследствии, стала известна далеко за пределами Японии. Поначалу ее название писалось как Datson, но затем было заменено на Datsun, поскольку слово «son» по-японски означало «неудача». Первыми Datsun стали модели 10 и 12 – дешевые автомобильчики с малым объемом двигателей и небольшого размера, во многом скопированные с английских Остинов. Японские таксомоторные компании активно покупали японские Остины для своих парков. Datsun производил также большой спектр коммерческих автомобилей, включая автобусы.

В начале 30-х годов еще одна компания (Tobata Casting Co.), выпускавшая автомобильные запчасти и желающая продвинуться в сферу автомобильного производства, сливается с Dat Jidosha Seizo. Tobata открывает автомобильное подразделение в марте 1933 года, покупает большой участок земли площадью 66 000 кв.м. в Йокогаме и в том же году начинает выпуск автомобилей. На арену выходит новое лицо, сыгравшее значительную роль в истории Nissan, основатель компании Tobata – Йошисуке Айкава. В 1934 году одна из его компаний становится стопроцентным инвестором Datsun, он сам назначен президентом на собрании акционеров, а Datsun переименовывается в Nissan Motor Co. Ltd. Автомобили марки Datsun начинают экспортироваться в страны Азии, Центральной и Южной Америки.

В 1935 г. появляется первый логотип, где был изображен красный круг, символизирующий солнце, на котором красовалась надпись Datsun.

В конце 30-х годов Айкава начинает испытывать сильное давление со стороны японских военных, которые настаивали на том, чтобы компания прекратила выпуск гражданских автомобилей и сосредоточилась только на выпуске армейских. Айкава все же продолжает производство гражданской продукции. Появляется крупная модель класса люкс (первая в линейке Nissan) – Nissan-70. 6-цилиндровый массивный автомобиль обладал мощностью 85 л.с. и выпускался с кузовами седан или фаэтон. Его производство продолжалось до 1940 г.

Уступив, в конце концов, прессингу военных, Nissan подключается к выпуску военной техники – джипов Type 80, больших и малых грузовиков. В дополнение к этому компания также производит авиационные двигатели для военных нужд. Но в 1943 году производство автомобилей на Nissan полностью останавливается. В 1944-м компания переименовывается в Nissan Heavy Industries и это название продержится до 1949 г.

В послевоенные годы американцы под предводительством генерала Мак Артура держали под контролем японское правительство и экономику. Компания Nissan, как имевшая отношение к выпуску военной продукции, тоже попала под пристальное внимание американцев. Были произведены чистки. От руководства компанией отстранили нескольких лиц, в том числе и Айкаву. Президентом Nissan стал Тайчи Миноура. Завод в Йокогаме был поврежден во время войны. И после его восстановления американцами в 1946 году, начинает свою работу под управлением Уильяма Горхама, который в течение всей войны находился в Японии под домашним арестом, (очевидно по причине своего американского происхождения) и продолжал консультировать Nissan. В 1947 г. завод продолжает свою работу, выпуская грузовики по маркой Datsun, которые в своей конструкции повторяли довоенные модели, маленькие легковые машинки Datsun DX, DA, DB и даже электромобиль Tama E4S47. В начале 50-х американцы наладили через ООН поставку мини-грузовиков Datsun для использования на корейском театре боевых действий.

В 1951 г. появляется первый Nissan Patrol 4W60 – откровенно военный джип, скопированный, очевидно, с американского Wyillis MB. В 1952 г. компания выпускает спортивный Datsun Super, который продолжал линейку моделей, ориентированных на английский Остин. В следующем году с конвейеров сходит Datsun DS-5 – в своем дизайне неуклюже сочетавший черты армейских джипов и гражданских автомобилей.

В 1958 г. для Nissan открывается американский рынок, начинается экспорт в США. Одной из моделей, шедших на экспорт, была Datsun-210, которая в этом же году, получила чемпионский титул для своего класса в соревнованиях Australian Mobil Gas Trial Rally. Покупателям предлагается первый японский автомобиль с усилителем тормозов Nissan Bluebird, который по своему дизайну, как и легковые модели тех годов, такие, как Nissan Cedric или Nissan Prince Skyline, ориентировались явно больше на европейскую автомобильную моду, чем американскую.

К 1960 г. объем производства Nissan составил 66 000 автомобилей в год. Для сравнения, в 1950 г. было произведено всего лишь 865 единиц.

Большой интерес и высокие объемы продаж вызвала модель 1965 г. Nissan Skyline 2000 GT-B, которая благодаря итальянским карбюраторам Вебер имела спортивный характер и пришлась по душе многим водителям, склонным к динамичной езде. Знаменателен этот год и появлением элегантной модели высшего класса Nissan President с мощными 6-ти и 8-цилиндровыми двигателями. В следующем году появляется модель Sunny 1000, которую сейчас бы назвали – модель эконом-класса. Простая и дешевая, она была призвана удовлетворить спрос людей с небольшим достатком, в основном – молодежи. Еще через год японским и заокеанским покупателям была представлена Nissan Fairlady 2000, которая сочетала в себе черты, индивидуально присущие японскому автопрому. К концу 60-х годов общий объем экспорта превысил 1 млн. единиц!

В 70-х г.г. Nissan начинает производить двигатели для ракет и морских судов. Продолжают выпускаться как обновленные линейки Sunny, Cedric, Bluebird, Skyline, President, Fairlady, так и новые модели – Cherry (первый переднеприводный Nissan), Gloria, Laurel, Silvia, Pulsar. В этот период инженеры много работают над проблемами безопасности и загрязнения окружающей среды, разрабатываются системы, которые позволяют применять компьютеры и роботов на стадиях проектирования и сборки автомобилей.

В 80-х любители бездорожья получили более широкий выбор среди моделей джипов. Nissan предложил им Safari 160 и Y 60, Terrano WD 21. В 1982 г. компания окончательно отказывается от бренда Datsun. Также, наверное, в ответ на начавшееся в США производство первых минивенов, в 1988 г. Nissan выпускает свой первый однообъемник Prairie M 11. Через год появляется первая модель люкс-бренда Infiniti – Q45 G50.

1990 г. ознаменовался появлением модели среднего класса – Nissan Primera. А в 1992 г. был представлен очередной хит – модель Micra, получившая множество премий и признание по всему миру. В 1994 г. с конвейеров начинают сходить седаны бизнес-класса Maxima QX – с достойной комплектацией, в совокупности с невысокой, по сравнению с аналогичными моделями конкурентов, ценой.

Не стоит Nissan в стороне и от разработок в сфере создания гибридных двигателей. Так в 1997 г. появляется автомобиль, способный использовать в качестве топлива, как бензин, так и электричество. Другое новшество появляется на обновленных моделях Primera и Bluebird. Их оснащают, так называемым вариатором или CVT – автоматической коробкой передач, позволяющей значительно снизить расход топлива.

В 1999 г. Nissan и Renault подписывают соглашение о глобальном альянсе двух компаний с целью плодотворного развития обеих. В период с 1999 по 2002 г.г. Nissan, который попал в кризисную ситуацию и оказался практически на грани банкротства, вводит План возрождения компании и успешно реализует его. В 2005 г. в Европе продан 10-миллионный автомобиль производства Nissan. В 2010 г. альянс начинает сотрудничать с концерном Daimler.

Дочерние предприятия Nissan открыты в 17 странах мира. На сегодня компания считается вторым по величине автопроизводителем в Японии и одним из лидеров мирового автопрома с общим количеством сотрудников 224 000 человек.

7 марта 2012 года. Олег Мамчиц, специально для InfoCar.ua

Источник: Nissan.InfoCar.ua

Обсуждение статьи

Олег  

Статья интересная, но мало информации о современных моделях Ниссан

ответить  
сергей  

Интересно почитать для общего развития.

ответить  
Гость  

Очень интересная статья

ответить  
Денис  

Мне нравятся такие статьи, когда все в одном флаконе. Это ж какая работа проделана, чтоб собрать столько информации. А кто автор?

ответить  

Кто ты? Входи!
Или регистрируйся